Спасибо, что заглянули в гости!
Палочки Кюизенера - дидактический материал для развития математических способностей. Регулярные игры и занятия с палочками обучат ребёнка счету.
Методика Кюизенера - одна из самых эффективных, поскольку вызывает огромный интерес у детей.
Она появилась более 60 лет назад. За это время она завоевала популярность по всему миру. Джордж Кюизенер заставил нас по-новому взглянуть на счетные палочки. По его методике заниматься с цветными палочками можно уже с года.

В процессе игры ребенок:
  • развивает память, внимание, усидчивость;
  • развивает творческие и конструкторские способности;
  • изучает цвета;
  • учится сравнивать и считать;
  • изучает направления: влево, вправо, вниз, вверх;
  • развивает мелкую моторику пальцев;
  • изучает соотношения: одинаковый - разный, длинный - короткий, высокий - низкий;
  • развивает координацию и умение управлять руками, зрительное восприятие.

Материал представляет собой набор деревянных или пластиковых цветных палочек разной длины. Каждая палочка имеет длину от 1 до 10 см. Цвет палочек зависит от длины - палочки одинаковой длины окрашены в один цвет. Причем, цвета палочек тоже выбраны не случайно. Их можно разделить по семействам, например, в "красное семейство" (розовые, красные и бордовые палочки) входят числа кратные двум (2, 4 и 8), в "синее" (голубые, фиолетовые и синие палочки) - трем и т. д.

Научить ребенка считать пытается каждый родитель, но все эти попытки детям, как правило, надоедают, и родители все бросают. Бесконечные заучивания чисел отталкивают и утомляют ребенка. Чаще всего он просто не может понять, что же такое число и зачем оно нужно. Палочки Кюизенера помогают детям наглядно увидеть и "пощупать" числа. В процессе манипуляций с цветными палочками ребенок начнет соотносить палочку с числом осознавать, что каждое число является результатом счета и измерений.

Игры с палочками Кюизенера

Для начала дайте ребенку несколько палочек или всю коробку. Пускай он все посмотрит, потрогает и удовлетворит свое любопытство. Когда малыш вдоволь наиграется, можно предложить ему выполнить несколько заданий. Не пытайтесь сразу привязать числа к палочкам. Малышу это будет не понятно. Со временем это придет к нему само.

Сортировки и выборки
Попросите малыша разложить все палочки по цветам и длинам. Расскажите ему, что палочки одной длины окрашены в один и тот же цвет. 


В процессе раскладывания называйте цвета, пускай малыш запоминает названия цветов. Затем просите его выбрать только красные или только синие палочки, затем только длинные или только короткие. Когда ребенок выберет самые длинные или самые короткие палочки, спрячьте их и попросите еще раз выбрать длинные или короткие среди оставшихся палочек. С самого начала приучайте ребенка к тому, что все в мире относительно.

Еще один вариант игры: сложите несколько одинаковых палочек в кучку и попросите ребенка выбрать столько же палочек такого же цвета или столько же другого.


Игра "конструирование"
Возьмите несколько палочек. Постройте из них любые фигуры и предложите ребенку повторить их. Можно начать с квадрата или треугольника, потом перейти к звездочкам и снежинкам. Не забудьте про объемные фигуры - постройте диван или колодец.

При построении вводите понятия "одинаковый" и "разный", "длинный" и "короткий". Например, расскажите, что у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника - две длинные и две короткие. 
Чтобы заинтересовать малыша, скажите ему, что вы строите дом для его любимой игрушки. Квадратом или прямоугольником будут стены. Скажите малышу: "Давай пристроим к стенам крышу". И попросите ребенка взять две одинаковые палочки и положить их сверху так, чтобы получился треугольник. 
После того, как крыша будет построена, спросите: "А как зайка зайдет в свой домик? Давай построим лесенку". Возьмите 3 "ступеньки" разной длины и попросите малыша самостоятельно расставить ступеньки в нужном порядке. Если он ошибется, помогите ему и заодно объясните, какая ступенька самая длинная, самая короткая, а какая должна быть между ними. Задавайте вопросы: какого цвета самая короткая ступенька? Какого цвета самая длинная? Сколько всего ступенек?

Продолжайте игру: "Теперь зайка сможет войти в свой домик. Давай построим забор". На примере забора можно объяснить ребенку понятия "высокий" и "низкий". Пускай первый заборчик малыш построит на свой вкус, а затем попросите его построить такой же, но выше или ниже.
По принципу домика можно конструировать многие объекты. Постройте что-то самостоятельно и попросите повторить это, но с изменением пропорций. Так малышу будет проще уяснить понятия ширины, высоты, размера.

Игры на сравнение и измерение
Иногда бывает, что в процессе игры заканчиваются палочки нужной длины. Значит, пора показать ребенку, что из нескольких коротеньких палочек можно получить одну длинную. Покажите на примере, что из двух розовых палочек можно получить одну палочку равную по длине одной красной. Попробуйте измерить карандаш сначала красными, затем розовыми, затем белыми палочками. Объясните, что один карандаш равен по длине, например, трем красным палочкам или шести розовым. Затем можно красную палочку измерять розовыми и белыми. На этих примерах наглядно видно результаты сложения чисел. Через некоторое количество занятий можете рассказать ребенку, что белая палочка равна единице, розовая равно двум. В процессе игры малыш будет не просто запоминать цифры, а еще и сможет их увидеть и потрогать.


Чтобы заинтересовать малыша этими заданиями, возьмите две игрушки, поставьте их на расстоянии и предложите малышу построить дорожки между ними со словами: "Давай поможем мишке добраться до ежика". Когда малыш построит дорожку в один ряд, скажите, что дорожка слишком узкая, мишка не пройдет по ней, предложите достроить еще один ряд такой же длины. Пускай малыш подумает, какую палочку нужно положить в конце, чтобы длины рядов были одинаковыми.

Кстати, палочки Кюизенера многим напоминают Лего. Детали в Лего, как и счетные палочки имеют фиксированную длину. Особо креативные мамы учат счету своих деток во время сборки этого конструктора. Возьмите на вооружение.

По такому же принципу сравнения и измерения можно показать школьнику дроби. На яблоках или ступеньках иногда сложновато объяснить ребенку, что такое половинка и целое, а с палочками Кюизенера это проблема легко решается.

Изучение числовой последовательности
Почти с самого начала занятий можно предлагать малышу выстраивать палочки в порядке возрастания длины. В процессе выстраивания с помощью наводящих вопросов помогайте малышу раскладывать их и исправлять ошибки. Вопросы могут быть такими: а эта палочка на своем месте? Какая палочка длинней (короче)? Какая палочка самая длинная (короткая) из оставшихся? По мере освоения чисел, можно спрашивать у ребенка, чему равняется длина каждой палочки. Из построенного числового ряда пробуйте вытаскивать по одной палочке и спрашивайте, где ее место и чему равна длина недостающей палочки.

Когда малышу наскучат предложенные игры, попробуйте разнообразить их занятиями с альбомами. Многие дети с удовольствием выкладывают рисунки по альбомам.
  • Для детей 2-3 лет - альбом "Волшебные дорожки"

  • Для 3-5 лет - "Дом с колокольчиком" и "На золотом крыльце сидели"

  • Для 5-8 лет - комплект игр к палочкам Кюизенера "Кростики" - посудная лавка

Играйте с детьми поначалу вместе. Тогда эти игры будут приносить не только радость, но и пользу. 

Ссылка на использованные материалы: http://paidagogos.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий