Свет мой, зеркальце, скажи?
...Эта
девочка, появившись впервые в детском саду, поразила многих: такой модницы
ребята еще не видели. Красивая в складку-юбочка, кружевная блузка со множеством
мелких пуговок, прозрачные ленты в тонких косичках, лаковые туфельки. Воспитатели
ахали, а нянечки всплескивали руками.
Через
несколько дней в беседе воспитательница посетовала, что девочка практически не
умеет самостоятельно раздеваться и одеваться, быть аккуратной во время еды и на
прогулке. Но особенно много хлопот доставляет воспитателям одежда девочки: она
мало пригодна для обучения самообслуживанию. Ребенок, чтобы справиться с кружевами
и складочками, постояннно нуждается в помощи взрослых, отстает от других детей,
нервничает.
«В детском
саду достаточно обслуживающего персонала, чтобы следить за ребенком» - с укором
ответила мама девочки.
К
сожалению, это весьма распространенная позиция родителей. Свои представления о
престиже, моде, красоте они стараются перенести в жизненную сферу ребенка. Но наряжая
дочь, ее мама абсолютно не учитывала, что ребенок должен чувствовать себя в
одежде свободно, раскованно, должен уметь самостоятельно обслужить себя
(одеваться и раздеваться) и учиться следить за своей одеждой (повесить,
расправить). Поэтому, покупая одежду и обувь для ребенка, подумайте:
ü Будет ли она удобна для
малыша (не сковывает ли движений, приятна ли на ошупь);
ü Сможет ли ребенок,
пользуясь этой одеждой и обувью, быть самостоятельным (большие сложности представляют
застежки на спине, крючки, разъемные молнии, шнуровка на ботинках и сапогах,
обилие мелких пуговиц на платьях, рубашках и пр.);
ü Достаточно ли практична
одежда (легко ли стирается, чистится ─ ведь вполне вероятно, что ребенок в ней
может упасть в лужу);
ü Соответствует ли эта
одежда и обувь вкусам самого ребенка.
У него
может быть особое, порой отличное от вашего, представление о красоте. Так,
симпатичная, по вашему мнению, мохеровая шапочка может быть не принята вашим
ребенком из-за того, что ворсинки, соприкасаясь с кожей его лица, могут
вызывать неприятные ощущения.
Конечно,
каждой маме хочется, чтобы ребёнок одевался самостоятельно. Но если у него ничего
не получается – легче все сделать самой.
Задача не
только педагогов, но и родителей ─ помочь ребенку преодолеть беспомощность и
научить справляться с непослушными вещами.
Учить
необходимо методично, терпеливо, без спешки. На первых этапах используйте прием
совместных действий, сопровождаемых речевыми комментариями взрослого. Применять
данный прием нужно, когда ребенок встретится с новой деталью или видом одежды.
Мера
самостоятельности ребенка изменяется постепенно. Сначала он только помогает
взрослому. Со временем малыш уже в состоянии снять с себя самостоятельно
некоторые детали одежды: носочки, штанишки, колготки. При этом необходимо
приучить ребенка не бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать на
стульчик, постепенно обучать расправлять вещи, развешивать на спинке стула. Взрослые
должны поддерживать каждое проявление самостоятельности ребенка, строго дозируя
свою помощь. Можно и нужно помочь ребенку в тех случаях, когда он недостаточно
твердо усвоил какое-либо действие.
Постепенно
помощь должна уменьшиться до простого наблюдения за действиями ребенка.
Никогда не
будет излишним выражение искренней радости даже от самого незначительного
прогресса в обучении ребенка.
Учите
ребенка быть внимательным при одевании. Сначала совместными действиями (рука
ребенка в руках взрослого) рассмотрите одежду, аккуратно разложенную на диване
или висящую перед ребенком на "плечиках”. Обратите внимание ребенка на то,
где у платья передняя сторона (какие детали платья расположены спереди), а где
задняя; научите малыша определять лицевую и изнаночную сторону одежды по отдельным
деталям (карман, пуговицы, вышивка и пр.), по фактуре ткани, по рубчику,
образуемому швами с изнаночной стороны. В случае, если изнанку определить
трудно (а это часто бывает, например, с колготками, рейтузами), опытные
родители советуют пришивать метку; яркую пуговку или маленький лоскуток ткани.
Так, пуговка, пришитая к колготкам спереди, может быть для ребенка ориентиром,
помогающим определить переднюю-заднюю и лицевую-изнаночную стороны колготок.
Такая пуговка-подсказка может стать личной меткой одежды вашего ребенка, по которой
он сможет отличить свою одежду от чужой в детском саду и школе (например,
отыскать свою спортивную форму в случае, если она затерялась среди десятка
внешне ничем не отличающихся костюмов).
Если
пуговка-метка поможет малышу, то настоящие пуговицы и шнурки на одежде и обуви
представляют большую трудность. Справиться с пуговицами и шнурками можно лишь
при условии, если хорошо развиты пальцы рук. Если ребенку трудно просунуть
пуговицу в петлю, пальцы его не слушаются, необходима тренировка. Помимо общих
упражнений для развития и укрепления пальцев рук необходимы специальные
игры-упражнения с пуговицами и другими застежками. Чтобы превратить эти занятия
в интересную игру можно изготовить специальный коврик-тренажер. К полотну с
помощью пуговиц прикрепляют вырезанные из отрезков ярких тканей различные
детали, образуя единый сюжет. Можно изготовить из обрезков тканей веселых зверушек:
зайчиков, котят, мишек.
Прежде чем поиграть с такой игрушкой, ребенку предстоит
ее собрать, так как детали ─ голова, лапки, ушки, хвостик ─ пристегиваются к
туловищу игрушки пуговками. Постепенно задания можно усложнять, например,
дополняя коврик-тренажер новыми деталями: ленточками для завязывания узелков и
бантиков, кнопками, крючками, пряжками и пр.
Со
шнурками на обуви справиться сложнее. На первых порах их можно заменить,
вставив в отверстия выкрашенную в цвет обуви бельевую резинку. Ботинок при этом
шнуруется резинкой, вместо узелка концы зашиваются. Постепенно ребенка
необходимо учить шнуровать ботинки. Для этого рекомендуем еще один тренажер:
кусочек фанеры или плотного картона с двумя параллельно расположенными рядами
отверстий и разноцветные шнурки.
С самого
раннего возраста ребенок должен иметь свое место для вещей и хорошо знать, где
оно находится. Это может быть тумбочка, полка в шкафу, ящик комода, главное,
чтобы оно было доступным для ребенка.
Приучайте
ребенка аккуратно складывать одежду и обувь в определенном месте (на стуле, на
полке шкафа). Старайтесь быть твердыми и последовательными в своих требованиях.
Ведь от привычки с детства к порядку в вещах и от умения сохранять этот порядок
будет зависеть очень многое для вашего ребенка в детском саду и в школе.
Важно
научить ребенка с нарушенным зрением контролировать свой внешний вид. Обучите
ребенка приемам контроля за своим внешним видом. Например: "застегнувшись,
проведи рукой по пуговкам: все ли они застегнуты, каждая ли пуговица нашла
именно свою петельку; одерни платье спереди и сзади (нагнувшись, одерни брюки);
если есть поясок, посмотри, не болтается ли он” и т. д.
Добивайтесь,
чтобы такой контроль стал привычкой для вашего ребенка, непременным действием,
сопровождающим и заканчивающим процедуру одевания.
Обучение
детей с нарушениями зрения несовместимо со спешкой, раздражительностью.
Выбирайте время для занятий, когда ребенок в хорошем настроении, здоров, когда
вы никуда не торопитесь.
Старайтесь,
чтобы ваши занятия не были излишне академичными, иначе у ребенка пропадет к ним
интерес. Оживляйте их игрой, прибаутками, потешками.
Не
забывайте высказывать свое отношение по поводу успехов и неудач сына или
дочери. И пусть оно всегда будет искренним, будь то радость, огорчение, разочарование
или удивление. Ведь ребенку так важно чувствовать ваше живое участие в его жизненно
важных делах.
Помощь
ребенку с вашей стороны должна быть разумной. Не лишайте его возможности
получить радость от сознания "Я сам!”, "Я умею!”, "Я научился!”.
Помните, насколько ваш ребенок самостоятелен сегодня, настолько он свободен и
счастлив завтра.
Ссылка на использованные материалы: http://defectus.ru
Ссылка на использованные материалы: http://defectus.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий