Спасибо, что заглянули в гости!
Свет мой, зеркальце, скажи?


...Эта девочка, появившись впервые в детском саду, поразила многих: такой модницы ребята еще не видели. Красивая в складку-юбочка, кружевная блузка со множеством мелких пуговок, прозрачные ленты в тонких косичках, лаковые туфельки. Воспитатели ахали, а нянечки всплескивали руками.

Через несколько дней в беседе воспитательница посетовала, что девочка практически не умеет самостоятельно раздеваться и одеваться, быть аккуратной во время еды и на прогулке. Но особенно много хлопот доставляет воспитателям одежда девочки: она мало пригодна для обучения самообслуживанию. Ребенок, чтобы справиться с кружевами и складочками, постояннно нуждается в помощи взрослых, отстает от других детей, нервничает.
«В детском саду достаточно обслуживающего персонала, чтобы следить за ребенком» - с укором ответила мама девочки.

К сожалению, это весьма распространенная позиция родителей. Свои представления о престиже, моде, красоте они стараются перенести в жизненную сферу ребенка. Но наряжая дочь, ее мама абсолютно не учитывала, что ребенок должен чувствовать себя в одежде свободно, раскованно, должен уметь самостоятельно обслужить себя (одеваться и раздеваться) и учиться следить за своей одеждой (повесить, расправить). Поэтому, покупая одежду и обувь для ребенка, подумайте:

ü Будет ли она удобна для малыша (не сковывает ли движений, приятна ли на ошупь);

ü Сможет ли ребенок, пользуясь этой одеждой и обувью, быть самостоятельным (большие сложности представляют застежки на спине, крючки, разъемные молнии, шнуровка на ботинках и сапогах, обилие мелких пуговиц на платьях, рубашках и пр.);

ü Достаточно ли практична одежда (легко ли стирается, чистится ─ ведь вполне вероятно, что ребенок в ней может упасть в лужу);

ü Соответствует ли эта одежда и обувь вкусам самого ребенка.
У него может быть особое, порой отличное от вашего, представление о красоте. Так, симпатичная, по вашему мнению, мохеровая шапочка может быть не принята вашим ребенком из-за того, что ворсинки, соприкасаясь с кожей его лица, могут вызывать неприятные ощущения.

Конечно, каждой маме хочется, чтобы ребёнок одевался самостоятельно. Но если у него ничего не получается – легче все сделать самой.

Задача не только педагогов, но и родителей ─ помочь ребенку преодолеть беспомощность и научить справляться с непослушными вещами.
Учить необходимо методично, терпеливо, без спешки. На первых этапах используйте прием совместных действий, сопровождаемых речевыми комментариями взрослого. Применять данный прием нужно, когда ребенок встретится с новой деталью или видом одежды.

Мера самостоятельности ребенка изменяется постепенно. Сначала он только помогает взрослому. Со временем малыш уже в состоянии снять с себя самостоятельно некоторые детали одежды: носочки, штанишки, колготки. При этом необходимо приучить ребенка не бросать вещи, а протягивать их взрослому или складывать на стульчик, постепенно обучать расправлять вещи, развешивать на спинке стула. Взрослые должны поддерживать каждое проявление самостоятельности ребенка, строго дозируя свою помощь. Можно и нужно помочь ребенку в тех случаях, когда он недостаточно твердо усвоил какое-либо действие.
Постепенно помощь должна уменьшиться до простого наблюдения за действиями ребенка.

Никогда не будет излишним выражение искренней радости даже от самого незначительного прогресса в обучении ребенка.
Учите ребенка быть внимательным при одевании. Сначала совместными действиями (рука ребенка в руках взрослого) рассмотрите одежду, аккуратно разложенную на диване или висящую перед ребенком на "плечиках”. Обратите внимание ребенка на то, где у платья передняя сторона (какие детали платья расположены спереди), а где задняя; научите малыша определять лицевую и изнаночную сторону одежды по отдельным деталям (карман, пуговицы, вышивка и пр.), по фактуре ткани, по рубчику, образуемому швами с изнаночной стороны. В случае, если изнанку определить трудно (а это часто бывает, например, с колготками, рейтузами), опытные родители советуют пришивать метку; яркую пуговку или маленький лоскуток ткани. Так, пуговка, пришитая к колготкам спереди, может быть для ребенка ориентиром, помогающим определить переднюю-заднюю и лицевую-изнаночную стороны колготок. Такая пуговка-подсказка может стать личной меткой одежды вашего ребенка, по которой он сможет отличить свою одежду от чужой в детском саду и школе (например, отыскать свою спортивную форму в случае, если она затерялась среди десятка внешне ничем не отличающихся костюмов).

Если пуговка-метка поможет малышу, то настоящие пуговицы и шнурки на одежде и обуви представляют большую трудность. Справиться с пуговицами и шнурками можно лишь при условии, если хорошо развиты пальцы рук. Если ребенку трудно просунуть пуговицу в петлю, пальцы его не слушаются, необходима тренировка. Помимо общих упражнений для развития и укрепления пальцев рук необходимы специальные игры-упражнения с пуговицами и другими застежками. Чтобы превратить эти занятия в интересную игру можно изготовить специальный коврик-тренажер. К полотну с помощью пуговиц прикрепляют вырезанные из отрезков ярких тканей различные детали, образуя единый сюжет. Можно изготовить из обрезков тканей веселых зверушек: зайчиков, котят, мишек. 
Прежде чем поиграть с такой игрушкой, ребенку предстоит ее собрать, так как детали ─ голова, лапки, ушки, хвостик ─ пристегиваются к туловищу игрушки пуговками. Постепенно задания можно усложнять, например, дополняя коврик-тренажер новыми деталями: ленточками для завязывания узелков и бантиков, кнопками, крючками, пряжками и пр.
Со шнурками на обуви справиться сложнее. На первых порах их можно заменить, вставив в отверстия выкрашенную в цвет обуви бельевую резинку. Ботинок при этом шнуруется резинкой, вместо узелка концы зашиваются. Постепенно ребенка необходимо учить шнуровать ботинки. Для этого рекомендуем еще один тренажер: кусочек фанеры или плотного картона с двумя параллельно расположенными рядами отверстий и разноцветные шнурки.

С самого раннего возраста ребенок должен иметь свое место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Это может быть тумбочка, полка в шкафу, ящик комода, главное, чтобы оно было доступным для ребенка.


Приучайте ребенка аккуратно складывать одежду и обувь в определенном месте (на стуле, на полке шкафа). Старайтесь быть твердыми и последовательными в своих требованиях. Ведь от привычки с детства к порядку в вещах и от умения сохранять этот порядок будет зависеть очень многое для вашего ребенка в детском саду и в школе.

Важно научить ребенка с нарушенным зрением контролировать свой внешний вид. Обучите ребенка приемам контроля за своим внешним видом. Например: "застегнувшись, проведи рукой по пуговкам: все ли они застегнуты, каждая ли пуговица нашла именно свою петельку; одерни платье спереди и сзади (нагнувшись, одерни брюки); если есть поясок, посмотри, не болтается ли он” и т. д.

Добивайтесь, чтобы такой контроль стал привычкой для вашего ребенка, непременным действием, сопровождающим и заканчивающим процедуру одевания.

Обучение детей с нарушениями зрения несовместимо со спешкой, раздражительностью. Выбирайте время для занятий, когда ребенок в хорошем настроении, здоров, когда вы никуда не торопитесь.

Старайтесь, чтобы ваши занятия не были излишне академичными, иначе у ребенка пропадет к ним интерес. Оживляйте их игрой, прибаутками, потешками.

Не забывайте высказывать свое отношение по поводу успехов и неудач сына или дочери. И пусть оно всегда будет искренним, будь то радость, огорчение, разочарование или удивление. Ведь ребенку так важно чувствовать ваше живое участие в его жизненно важных делах.

Помощь ребенку с вашей стороны должна быть разумной. Не лишайте его возможности получить радость от сознания "Я сам!”, "Я умею!”, "Я научился!”. Помните, насколько ваш ребенок самостоятелен сегодня, настолько он свободен и счастлив завтра.

Ссылка на использованные материалы: http://defectus.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий