Спасибо, что заглянули в гости!

Телевизор и ребенок: что надо знать родителям дошкольника


   Телевизор сейчас есть в каждом доме, и родители считают, что мультфильм в качестве «отвлекающего маневра» не принесет малышу никакого вреда.
Даже мамы 6-месячных крошек разрешают ребенку смотреть какие-то развивающие передачи, не задумываясь, к чему это может привести.
Но родители часто не задумываются, что телевизор не только приносит удовольствие малышу и расширяет его кругозор, но несет и негативные аспекты.
Главные опасности
Сцены насилия, которые прямо или косвенно демонстрируются на «голубых экранах», провоцируют повышение уровня агрессивности детей.

Интересный факт. Американские ученые выяснили, что к 14 годам ребенок становится свидетелем 11 тысяч убийств, что учит их агрессивному поведению. Когда в одном из штатов провели месячник без телевизора, дети стали меньше толкаться и стали охотнее искать компромиссы, а не дрались и кричали, как раньше.
Жестокие сцены в мультфильмах являются самым простым средством для привлечения детей от 2 до 11 лет, поэтому агрессию часто используют в коммерческих целях. После просмотров таких мультиков ребенок может вырасти отстраненным и циничным человеком.
Именно просмотр телевизора может спровоцировать возникновение страхов у ребенка. Страх возникает в ситуации реальной или воображаемой угрозы. Многие ученые считают, что детские страхи –вполне обычное явление для развития малыша, позволяющее ему ориентироваться в окружающей среде. С другой стороны, страхи, возникающие под влиянием просмотра телевизора, не являются полезными эмоциями, поэтому деткам от них может быть только дискомфортно.
Из-за современных мультфильмов и фильмов мальчики становятся гиперактивными, причем в 8 раз чаще, чем девочки. Мальчишки видят яркие образцы мужской жестокости по телевизору, которые утверждают, что нужно «быть крутыми» и не проявлять эмоций. Так как организм не может справиться с выбросом адреналина при помощи эмоций, то лишняя энергия заставляет их постоянно двигаться и нервничать.

Правда и вымысел
До четырех лет малыш во время просмотра телевизора не может отличить правду от вымысла. Для него это – источник абсолютно достоверной информации об этом мире. Поэтому жестокость может для него стать привычным явлением.
В более позднем возрасте подростки, как и взрослые люди, в стрессовом состоянии склонны возвращаться к ранним впечатлениям о том, что такое жестокость, и какую роль она играет в обществе. Психологи утверждают, что большая часть этих ранних впечатлений могла появиться под влиянием телепередач.
Телевизор и речь
За последние 20 лет стало больше детей, которые воспринимают только зрительную информацию, а на слух воспринимают плохо, поэтому у них возникают сложности общении с другими детьми. Происходит это потому, что, сидя у телевизора, ребенку не нужно задействовать механизмы активной речи – он только слушает.
Передачи довольно стереотипно построены, поэтому не побуждают малыша развивать собственную фантазию и творческие способности. Речь становится скудной и ограничивается лишь бессвязными обрывками фраз и эмоциональными восклицаниями.
Интересный факт. Английский логопед Салли Уорд на протяжении 10 лет проводила исследования, в результате чего выяснила, что 20% детей к девяти месяцам отстают в развитии, если их родители пользовались телевизором, как нянькой. Если же они начинали ограничивать просмотр телевизора и начинали усиленно общаться с ребенком, то малыш мог нагнать сверстников всего за 4 месяца.

Виктор Степанов, психолог: «Из-за телевизора ребенок теряет интерес к спонтанным творческим играм и естественному движению, что не дает ему достаточно стимулов для формирования двигательных навыков. Такая нехватка разнообразия внешних раздражений может привести к тому, что пострадают его интеллект, фантазия, творческие способности. В больших городах дефицит ощущений усугубляется недостатком стимулирующих условий».
В качестве компенсации просмотра телевизора можете использовать любые творческие занятия с ребенком: 
лепка, рисование, подвижные игры. Понравятся ребенку даже простая совместная прогулка или разговор по душам. Малышу всегда не хватает общения с родителями, поэтому совместный досуг пойдет вашим отношениям на пользу.

Постарайтесь создать для малыша максимально благоприятные условия для творческих игр, активного времяпрепровождения и настоящего «живого» опыта. Не берите на себя роль массовика-затейника – пусть фантазия ребенка работает по максимуму, пробудите в нем желание деятельности.
Если всё же ребенок хочет посмотреть телевизор, то пусть он поймет, что просмотр телевизора может быть активным, а не только пассивным.

ОБЕСПЕЧЬТЕ АКТИВНОСТЬ
 Вы можете это обеспечить, повторяя слова или фразы, которые слышите во время просмотра кино, мультфильма или шоу, таким образом вдохновляя ребенка петь и танцевать вместе с персонажами. Или же говорите с ним о том, что он видит и слышит.

ВЫБИРАЙТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Перед тем, как включить ребенку телевизор, убедитесь, что он смотрит то, что соответствует его возрастной категории. Прочтите на сайтах и в журналах обзоры различных телевизионных шоу, сериалов и фильмов, чтобы определиться в правильном выборе.
ВКЛЮЧИТЕ ФАНТАЗИЮ
Маленькие дети часто подражают тому, что они видят и слышат по телевизору. Воспользуйтесь моментом и превратите обычный просмотр мультфильма в познавательное учебное занятие - задавайте вопросы по сюжету: «Что произошло в начале фильма?», «Каким персонаж ты хотел (а) бы быть?», «Как бы ты хотел (а) закончить эту историю?».
ОГРАНИЧИВАЙТЕ ВРЕМЯ
Ограничение времени просмотра телевизор поможет ребенку свыкнуться с определенным графиком. Большую часть времени малышу лучше проводить, играя со сверстниками или родителями в активные и развивающие игры, желательно на свежем воздухе. Во время игр можно вспоминать о любимых передачах или мультфильмах малыша, попросить его попрыгать или потанцевать, как главный герой, хлопать в ладоши. А можно и вовсе организовать свой постановочный мультфильм, распределив роли между другими детьми и взрослыми.
ПОВЫШАЙТЕ НАВЫКИ АУДИРОВАНИЯ
И снова процесс обучающей игры. При просмотре знакомого ребенку шоу или фильма, попросите его стать спинок  к телевизору. И когда знакомый герой начнет говорить или петь, попросите малыша определить кто это по голосу.

УЧИТЕ НА ПРИМЕРАХ
Когда ваш ребенок видит, как персонаж решает проблему путем ударов, толкания или кусания, укажите ему, что это неправильно и объясните, как следовало бы поступить. Например: "Вместо того, чтобы ударить сестру, мальчик мог бы попросить ее, чтобы она перестала его беспокоить". Также до ребенка важно донести понимание, что герои мультфильмов делают много вещей, которые обычным людям не присущи. Например, если герой мультфильма спрыгнул с качели и продолжил бегать и ходить, как обычно, то в реальной жизни такой поступок может навредить здоровью и повторять его нельзя.
После просмотра мультфильмов или фильмов обсуждайте с ребенком увиденное на экране: путь он выделит самые важные моменты, которые его заинтересовали. Поговорите о том, какие чувства у него вызвали те или иные фрагменты. Спроецируйте некоторые эпизоды в различные виды деятельности: пусть малыш нарисует, слепит, проиграет те моменты, которые заинтересовали его больше всего.

Помните о том, что детство – это самое счастливое время для каждого человека. Сейчас малышу не нужно задумываться о несправедливости и жестокости этого мира.
Телевизор – это, конечно, источник новых знаний, и совсем пренебрегать им не стоит, но он не является средством для полноценного развития ребенка.

Подходите к телевизионному вопросу взвешено и рационально, не заменяя родительское тепло цветными картинками – и тогда малыш не вырастет зависимым от современных гаджетов.

Ссылка на использованные материалы: http://www.uaua.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий