Спасибо, что заглянули в гости!
Что означает социально-бытовая ориентировка? 



Социально-бытовая ориентировка предполагает умение детей самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях.
Подраздел программы для детей с нарушениями зрения «Социально-бытовая ориентировка включает 5 направлений обучения:
1) «Социальная активность»;
2) «Предметные представления»;
3) «Самообслуживание»;
4) «Ребенку о нем самом»;
5) «Приобщение ребенка к труду взрослых».
 Социальная активность
Способствуем пониманию и распознаванию опасных ситуаций в быту (например, горячей плитой можно обжечься, острым ножом можно порезаться).

 Организовываем общение ребенка со взрослым при выполнении бытовых действий. Стимулируем желание ребенка в игровой форме подражать взрослым (например, варить обед, ехать в автомобиле в качестве водителя и др.).

 Привлекаем ребенка к активному участию в совместных играх с другими детьми.
Учим ребенка понимать и описывать события, которые он видит и слышит, обозначать в речи поведение других людей (например, ребенок слышит плач малыша и говорит: «Малыш плачет»; слышит, что открывается входная дверь и говорит: «Папа пришел с работы»).

Формируем умение определять значение мимики и жеста, воспринимать и воспроизводить эмоциональные состояния (радость, плач, гнев, страх).
 Продолжаем знакомить ребенка с различными объектами социально-культурного назначения и правилами поведения в них (почта, магазин, аптека и др.).


 Предметные представления
Стимулируем желание знакомиться с новыми предметами бытового назначения.
Продолжаем развивать способность ребенка узнавать знакомые предметы по звуку, характерной детали.

Продолжаем объяснять функциональное назначение предметов окружающего мира. Развиваем умение называть назначение предмета, устанавливать зависимость между особенностями конструкции, строения предмета и материалом, из которого сделан предмет. Учим целенаправленно рассматривать предметы, выделяя их свойства (шарообразный, кубический, высокий, короткий) и качества (хрупкий, гибкий, прочный), особенности строения предметов. Учим сравнивать предметы (по форме, величине, функциональному назначению). Учим группировать предметы по родовым признакам (игрушки, обувь, одежда, посуда, инструмент). Учим дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная).

Развиваем умение выполнять предметные действия без помощи взрослого. 
Создаем условия для самостоятельного применения усвоенных действий с предметами и игрушками.

Самообслуживание
Формируем умение самостоятельно выполнять простейшие бытовые действия по словесной инструкции взрослого (например, намылить руки, одеть колготки и др.).
Стимулируем желание участвовать в повседневных делах по дому: в приготовлении пищи, уборке квартиры и пр.

 Приобщаем ребенка к здоровому образу жизни: учим соблюдать режим дня, овладевать основами гигиенической культуры в процессе еды, умывания, одевания, пользования туалетом.
Формируем у ребенка умение контролировать свой внешний вид (например, обращать внимание на грязные руки, замечать неполадки в одежде, просить взрослого помочь привести себя в порядок). 
Продолжаем формировать потребность в чистоте, опрятности, аккуратности (например, складывать одежду при раздевании, постельные принадлежности, предметы личной гигиены).

Развиваем осязание ребенка в процессе совместного со взрослым приготовления пищи (например, ощутить мягкость муки, рассыпчатость сахарного песка, влажность масла, слизистость яиц и пр.).
 Формируем основы культуры поведения в быту (например, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь, не выходить из-за стола до окончания еды, подождать, пока подадут следующее блюдо).


Развиваем познавательный интерес и любознательность, способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи в процессе выполнения бытовых процедур (например, взрослый обращает внимание ребенка: полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после длительного употребления – уменьшилось в размере).

Учим ребенка ухаживать за игрушками, предметами быта, личными вещами (одеждой, обувью). Развиваем способность описывать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и называть необходимые для его выполнения предметы.



Ребенку о нем самом
Способствуем познанию ребенком своих физических возможностей в процессе выполнения различных действий.

Развиваем способность сравнивать себя с другими детьми. Учим ребенка анализировать свои эмоции и чувства, сравнивая их с аналогичными проявлениями других людей. Учим ребенка самостоятельно организовывать свое свободное время, игровую и предметно-практическую деятельность. Учим анализировать результаты
своих действий.

Приобщение ребенка к труду взрослых
Способствуем возникновению естественного интереса к трудовой деятельности взрослых. Стимулируем желание наблюдать за трудовыми действиями, их последовательностью.


Формируем представление о труде взрослых как о способе создания и преобразования предметов, необходимых людям (например, пошив одежды, изготовление игрушек, приготовление пищи и др.).

Дети воспринимают мир совсем иначе, чем взрослые. Они могут знать о  назначении всех предметов, рассказывать окружающим общепринятые правила поведения, повторять о важности соблюдения основ здорового образа жизни и копировать...своих родных...


Ссылка на использованные материалы: http://new-best.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий