Уважаемые родители! В блоге появилась новая страница "Это мы", на которой я буду размещать презентации и видео с участием ребят.
Заболевания глаз


ЧТО ТАКОЕ АМБЛИОПИЯ?

Амблиопия  - это понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Это заболевание, при котором один из двух глаз почти не задействован в процессе зрения. Глаза видят слишком разные картинки, и мозг не может совместить их в одну объёмную. В результате, он постоянно подавляет работу одного глаза.

Частой причиной ее развития бывает разница в размерах глазного яблока или отсутствие поступления света к сетчатке глаза.

Кроме того, причиной развития амблиопии у детей может стать высокая степень дальнозоркости или астигматизма одного глаза. В таком случае головной мозг имеет четкое изображение от одного глаза и размытое от другого. 




В результате, мозг использует информацию от первого глаза, и игнорирует размытый сигнал от второго глаза.

Очень часто причиной амблиопии у детей становится косоглазие. Хотя болезнь может появиться абсолютно без видимой причины.

Амблиопия с остротой зрения до 0,8-0,4 называется заболеванием низкой степени.
Амблиопия с коэффициентом зрения 0,3-0,2 считается патологией средней степени.
При амблиопии с показателями зрения 0,1-0,04 и ниже ставится диагноз «высокая» или «очень высокая степень амблиопии».

Развитие болезни у детей может стать причиной их неуклюжести, неаккуратности. Это связано с тем, что при амблиопии у детей нарушается координация движений, ориентация в незнакомых местах. Кроме того, больной ребенок может наклонять или поворачивать голову при взгляде на интересующий его предмет.
Еще один симптом – отклонение одного глаза во время чтения или просмотра мультфильмов, при этом возможно, что ребенок будет закрывать неработающий глаз.

При амблиопии в головном мозге ребенка сильно искажен, либо резко ограничен поток зрительной информации. В результате торможения развития нейронов, которые отвечают за зрение, ребенок перестает хорошо видеть. Поэтому очень важно активизировать "ленивый" глаз.

Основной и традиционный метод лечения амблиопии – окклюзия. При этом методе из акта зрения выключается здоровый глаз ребенка. Для этих целей лучше видящий глаз закрывается окклюдером.

Параллельно с окклюзией раздражают слепящим светом центральную ямку сетчатки глаза, то есть применяют метод световой стимуляции.

Помимо специальных методов комплексного лечения амблиопии глаза у детей, хорошие результаты дает ежедневная бытовая зрительная тренировка. Ребенок может рисовать, собирать пазлы, помогают настольные игры с мелкими рисунками, мозаика, конструктор.


Заниматься активными видами спорта ребенку запрещено, зато отличным общеукрепляющим занятием при амблиопии глаза является плавание.

Рекомендации:

  • использовать такие виды работ, как обводка через кальку контурных изображений, выкладывание узора с помощью мозаики, рассматривание картинок, рисование с помощью трафаретов;
  • максимальная непрерывная зрительная нагрузка - 10 мин., после которой следует отдых. Это может быть выполнение зрительной гимнастики (3-5 мин.) или  работа на слух (устное выполнение заданий) в течение 10-15 мин.



ЧТО ТАКОЕ МИОПИЯ?

Близорукость представляет собой прогрессирующее заболевание, которое является следствием удлинения глазного яблока. При наличии близорукости ребенок начинает плохо различать дальние предметы.




Ребенок близко подходит к рассматриваемому объекту, старается сесть поближе к экрану телевизора, наклоняет голову к рабочей поверхности ближе допустимой нормы (в норме это расстояние измеряется от локтя ребенка рабочей поверхности до кончиков пальцев у виска); затем у него появляется привычка прищуриваться при рассматривании объектов, находящихся вдали.

 Это происходит от того, что лучи света, идущие от далеко расположенных предметов, сводятся в фокус не на самой сетчатке глаза, а перед ней.

Опасность: глаз растягивается в переднем и заднем направлении и может наступить отслоение (ощущение — «заискрилось» в глазах).

Рекомендации:
  • рабочее место ребёнка должно находиться близко к источнику освещения (окну);
  • по возможности сократить объем зрительной работы вблизи;
  • вся зрительная работа вблизи (чтение, рисование, вышивание, техническое творчество) должна осуществляться с соблюдением важнейшего принципа - предмет работы должен находиться как можно дальше от глаз (не ближе 33-40 см для зрячих и 15 см для слабовидящих);
  • при близорукости слабой степени, т.е. до 3,0 диоптрий, очки предназначены только для дали. При близорукости средней и высокой степени назначается двое очков: для дали и близи. Нельзя применять очки, предназначенные для дали, при работе вблизи;
  • регулярно занимайтесь физкультурой, закаливанием, т.к. близорукость чаще развивается у ослабленных детей. 
При близорукости до 3,0 диоптрий, как правило, физические нагрузки не ограничиваются; выше 3,0 диоптрий - запрещается поднятие тяжестей, прыжки, кувырки, бег с ускорением, упражнения с отягощением, сотрясение тела, резкие перемещения тела и головы, участие в соревнованиях.

Детям с близорукостью рекомендуются следующие виды спорта: плавание, лыжный спорт, бег, гребля, фигурное катание, бадминтон, теннис, волейбол и футбол. Игры с двигающимся мячом развивают у ребенка фокусировку внутриглазной мышцы, ведь во время игры нужно все время следить за ним и остальными игроками.


Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э.С.Аветисов).

Упражнения «метка на стекле»

Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3— 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. 
Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два 
дня— 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

 Для снятия зрительного утомления, расслабления внутриглазной цилиарной мышцы при всех видах зрительной работы (чтение, просмотр телевизионных передач, компьютерные игры) в течение 15-60 минут можно использовать «дырчатые» очки  (квазиоптические).

Дырчатые очки позволяют давать отдых глазам и при этом выполнять некоторую зрительную работу. Широкое распространение получили очки «Лазер Вижн» и «Релакс». Предназначены для снятия зрительного утомления. Применяются в основном для лечения аметропии. Отверстия в этих очках разного диаметра, При близорукости больше подходят мелкие отверстия. Очки начинают носить по 5 минут в день, постепенно увеличивая до 1 - 2 часов.



ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРМЕТРОПИЯ?

Гиперметропия или дальнозоркость у детей — это нарушение зрение, которое проявляется невозможностью четко различать близко расположенные предметы, в то время как зрение вдаль остается нормальным.




Если нет сопутствующих заболеваний, то с увеличением глазного яблока 
(к 9-12 годам) дальнозоркость может перейти в нормальное зрение, а может и увеличиться. При дальнозоркости зрительная работа на близком расстоянии затруднена: при чтении, рисовании, лепке появляются «нечеткость», «неясность», буквы «сливаются», поэтом ребенок старается сесть подальше от телевизора, отодвигает от себя лист бумаги и т. д., на это и необходимо обращать внимание.

При дальнозорком астигматизме происходит рассеивание светового луча за пределы сетчатки: это и приводит к размытым изображениям и нарушению зрения. Помимо нечеткого изображения, глаза ребенка сильно устают.
Также в большинстве детей с данным диагнозом диагностируется косоглазие.
   
На основании симптоматики дальнозоркость классифицируют по степени выраженности.
Слабая дальнозоркость – это до +2 диоптрий, средняя дальнозоркость – это до +5 диоптрий, а сильная дальнозоркость – это более +5 диоптрий.

При малых степенях дальнозоркости обычно сохраняется высокое зрение и вдаль, и вблизи, но могут быть жалобы на быструю утомляемость, головную боль, головокружение.

При средней степени гиперметропии — зрение вдаль остается хорошим, а вблизи затруднено.

При высокой дальнозоркости — плохое зрение и вдаль, и вблизи, так как исчерпаны все возможности глаза фокусировать на сетчатке изображение даже далеко расположенных предметов.

Если у ребенка дальнозоркость, он может часто падать из ступенек, не замечать углы стула или шкафа, ставить любой из предметов мимо стола, это связано с искривлением и иссечением контуров сетчатки глаза.



ЧТО ТАКОЕ АСТИГМАТИЗМ?

Астигматизм у детей – это не болезнь. Астигматизм, наряду с миопией (близорукостью) и гиперметропией (дальнозоркостью), относится к так называемым рефракционным ошибкам глаза. Очень часто астигматизм сопровождается миопией или гиперметропией.

Ребёнок с астигматизмом плохо различает отдельные предметы, не может правильно назвать их форму (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная).

Обращает на себя внимание и то, что ребенок не может определить, какой предмет находится дальше, а какой ближе к нему. Дети видят все расплывчато, нечетко, искаженно.



Плохое зрение заставляет такого ребенка наклонять голову, прищуривать глаза, чтобы лучше видеть. Из-за напряжения в глазах у него могут возникать головная боль и усталость глаз. Глаза часто раздражаются и краснеют.

Выделяют три вида астигматизма:
·         Простой (близорукость или дальнозоркость характерна только для одного глаза).
·         Сложный (наличие разной степени одинакового дефекта на обоих глазах).
·         Смешанный сложный (один глаз видит дальнозорко, второй — близоруко).

Рекомендации:
  • так как дети зрительно утомляемы, необходимо снимать напряжение, постоянно менять виды деятельности;    
  • использовать осязание, дать возможность ощупать предмет, обследовать руками;



ЧТО ТАКОЕ КОСОГЛАЗИЕ?

КОСОГЛАЗИЕ (девиация).
Отклонение глазного яблока от основной зрительной оси.
Косоглазие у детей наиболее часто возникает при наличии дальнозоркости и астигматизма, реже — при врожденной и рано приобретенной близорукости.

Детское косоглазие — это не только косметический дефект. При этом заболевании нарушается работа практически во всех отделах зрительного анализатора: 

  • снижаются зрительные функции;
  • отсутствует бинокулярное зрение (нет слияния в единый образ);
  • замедляется скорость, точность и дифференцированность восприятия предметов окружающего мира;
  • существуют трудности в овладении сенсорными эталонами, в понимании сюжетных картин, в выполнении практических действий, в ориентировке в пространстве.

Наиболее частые симптомы:

·         ребенок не может направить глаза одновременно в одну точку в пространстве. Если взгляд отклоняется лишь немного, вы можете этого не заметить;
·         глаза двигаются не совместно;
·         один глаз косит или закрывается на ярком солнце;
·         ребенок наклоняет или поворачивает голову, чтобы взглянуть на объект;
·         ребенок натыкается на предметы (косоглазие ухудшает восприятие глубины пространства).

Виды косоглазия


video


При наличии косоглазия у ребенка рекомендуют ношение очков. Носить очки необходимо непрерывно и достаточно длительное время. При косоглазии с возникновением амблиопии врач-офтальмолог назначает окклюзию (закрывание лучше видящего глаза). Это необходимо для того, чтобы создать условия постоянной нагрузки для пораженного глаза. В результате такого метода лечения мышцы глаза, который косит, тренируются и со временем нормально функционируют.


Комментариев нет:

Отправить комментарий