Спасибо, что заглянули в гости!
"Крупная" польза от мелкой моторики

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности».

Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире.

Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его органов чувств.
Именно через нарушенное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе основу для дальнейшего развития физического и умственного.

Часто можно слышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения слух, осязание, обоняние развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению это не так.

Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных взрослыми, малыши со зрительными проблемами могут иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством остальных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка.

Учеными установлено, что хорошо развитые движения пальцев рук и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения.
А нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Заниматься развитием мелкой моторики рук можно в домашних условиях.  
Ребёнку можно предложить:


  • занятия лепкой пластилином или глиной (во время лепки укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования);

  • составление узоров из крупной и мелкой мозаики;


  • застёгивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание шнурков;


  • перебирание разнообразных мелких предметов (пуговицы, камешки, косточки и семечки от овощей и фруктов, различные зёрна)
«Заполнили коробку всю, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей».

Варианты игр:
«Найди на ощупь»
Ребёнок ищет предметы в сухом бассейне по заданию взрослого, предварительно с ними ознакомившись.


«Найди и разложи»
Ребенок находит в сухом бассейне все игрушки и раскладывает их по группам: по форме, по цвету, по материалу, по величине, по назначению (например: 1 – все пластиковые, 2 – все деревянные, 3 – все резиновые и т.д.)

  • завязывания и развязывания узлов, плетения косичек  разной длины и ширины;


  • закручивание и откручивание всевозможных крышек, игрушечных болтов и т.д.
                
                                                         

  • наматывания ниток и веревок на трубочки (формируются согласованные движения двумя руками одновременно, идёт различение понятий: длинный, короткий);

  • перебирание шариков (бусы, четки) правой и левой рукой;
  • нанизывание бусинок на нитку, цветную леску (идёт различение бусин по форме, цвету, величине);



  • вышивание шнурком на пластиковой основе;


  • игры с прищепками (можно помочь маме прикрепить настоящее бельё или дополнить прищепками недостающие элементы на плоскостных изображениях);


  • обводка трафаретов и штриховка в разных направлениях;

  • выкладывание фигур из счетных палочек, камушек;

  • вырезание из бумаги.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать и обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или вареники пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная.

Мелкую моторику развивают также  физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.).
Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы.
Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой.
Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.

Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

Важно помнить, что занятия должны проходить в свободной непринужденной обстановке, у детей необходимо развивать интерес к осязанию, радость познания.
Это в дальнейшем является предпосылкой успешного обучения в школе.

Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Заниматься развитием руки необходимо не время от времени, а систематически, каждый день.

Комментариев нет:

Отправить комментарий