Спасибо, что заглянули в блог!
Игры, развивающие 
восприятие формы




Какими бывают фигуры

Цель: дать детям представление о некоторых геометрических фигурах.

Оборудование: несколько кусков цветной толстой  проволоки длиной примерно 40 см.

Возраст: 2–7 лет.

Ход игры: взрослый говорит: «Ребята, сегодня ночью к нам в детский сад приходил волшебник. К сожалению, настоящие волшебники появляются только по ночам, а мы в это время крепко спим и не видим их. Но этот волшебник оставил нам несколько волшебных палочек. Из них можно делать всякие волшебные фигуры. Я тоже сейчас немножечко побуду волшебником. Вот, смотрите». Педагог на глазах у детей из проволоки делает круг. 


«Знаете, как называется эта фигура? Правильно, эта фигура называется „круг“. В жизни нам часто встречаются предметы круглой формы, какие? (Дети перечисляют, если не справляются, педагог помогает). Вот, смотрите – мяч, апельсин, тарелка». Называя предметы, воспитатель показывает их, обводит контуры предметов пальцем, дальше дети сами продолжают перечисление. Также воспитатель формирует из проволоки другие фигуры – квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, многоугольник, вместе с детьми называя известные им предметы похожей формы.

Примечание: детей старше четырех лет можно познакомить с трапецией, ромбом.

 Иногда дети теряются, увидев прямоугольник, расположенный вертикально (т.е. основанием которого служит более короткая сторона) или треугольник, расположенный вниз вершиной, и не могут определить, какая это фигура. Не стоит заострять внимание на точных названиях разновидностей фигур, достаточно указать на общие признаки, к примеру у всех треугольников три угла, отсюда и название. Показывая детям фигуры, можно сказать, что овал – это растянутый круг, трапеция – это треугольник с отрезанным кончиком, прямоугольник – удлиненный квадрат, многоугольник похож на круг с уголками.


На что это похоже

Цель: научить соотносить окружающие предметы с простыми геометрическими фигурами.

Оборудование: картинки с изображениями различных известных детям предметов простой формы, как то: яблоко, солнце, круглые часы, тарелка, морковка, утюг, сосулька, пирамидка, стол, кубик, книга и т. д.

Возраст: 2–7 лет.

Ход игры: воспитатель говорит: «Мы с вами уже знаем, какими бывают фигуры. (Все вместе перечисляют названия известных фигур – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, многоугольник). Давайте посмотрим на рисунки и скажем, на какие фигуры похожи изображенные на них предметы». Воспитатель поочередно показывает картинки. Дети все вместе называют этот предмет и говорят, на какую фигуру он похож.

Таким образом происходит представление формы предмета как геометрической фигуры.

Примечание: для детей старше 4 лет можно использовать картинки с предметами более сложной формы, такими как домик (квадрат и треугольник), цветочек (круглая серединка, лепестками служат овалы), неваляшка (два кружочка разного размера), паровозик (прямоугольник с квадратными окошками и круглыми колесами), фотоаппарат (прямоугольник с круглым объективом) и т. д.


Сказка о курочке Рябе

Цель: закрепить знания о фигурах, развитие внимательности.

Оборудование: комплекты карточек с изображением квадрата, овала, круга, треугольника, прямоугольника для каждого ребенка.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: воспитатель рассаживает детей за столиками или на полу и раздает им комплекты карточек. Педагог рассказывает шутливую сказку: «Жили-были дед и баба в своем прямоугольном домике. И была у них курочка Ряба. Снесла однажды курочка яичко, да не простое, а овальное. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Бежала мимо мышка-норушка с круглыми глазками, зацепила нечаянно яичко, оно упало на пол и разбилось. Плачет дед, плачет баба, а курочка своим треугольным клювиком и говорит: „Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам новое яичко, квадратное, такое точно никуда не укатится“. При упоминании в сказке геометрической фигуры дети должны взять картинку с изображением этой фигуры и положить перед собой (на столике или на полу) в ряд. В конце сказки все вместе проверяют, в каком порядке выложены фигуры, должны быть: прямоугольник, овал, круг, треугольник, квадрат.

Примечание: детям 6–7 лет можно предложить рассказать другую известную всем сказку с использованием геометрических фигур или придумать новую.


Найди домик

Цель: научить подбирать фигуры по образцу.

Оборудование: На большом листе толстого картона нарисовать разные геометрические фигуры. Затем нужно эти фигуры вырезать. На вырезанные кусочки наклеить изображения разных животных или птиц(это будут домики). 

Возраст: 2–4 года.

Ход игры: Педагог рассказывает: «Вчера в лесу отмечали день рождения старого медведя. На празднике были все звери, птицы, только самых маленьких детенышей уложили спать. Но малыши выбежали из своих домиков. Родители очень переживают, давайте поможем малышам вернуться домой, к маме и папе». Педагог показывает детям  разложенные у него на столе фигурки с изображениями детёнышей. Дети по очереди подходят к столу, берут одну из фигур, показывают ее всем, говорят, кто на ней изображен и находят  место, на которое надо вставить этого детёныша.






Примечание: детям старше 3 лет можно усложнить игру – разнообразить фигуры, делать их разного размера.


Найди формочку

Цель: учить детей зрительно сравнивать заданные фигуры.

Оборудование: фигурное печенье разных форм и формочки для его выпечки (печенье можно заменить фигурками, вырезанными из картона, а формочки – вырезанными трафаретами) для каждого ребенка, участвующего в игре.

Возраст: 2–4 года.

Ход игры: педагог показывает детям блюдо с фигурным печеньем и говорит: «Посмотрите, какое печенье испекла мама для своего сыночка медвежонка. Она приготовила тесто, взяла специальные формочки и вырезала из теста фигурки, а потом испекла их. 




Попробуйте угадать, какой фигуркой мама-медведица вырезала каждое печенье». Каждый из детей берет в руки печенье, определяет фигурку и указывает на нее. Затем печенье можно приложить к формочке и убедиться, что у них одинаковые формы.


Назови предметы

Цель: учить находить в окружающей обстановке предметы заданной формы.

Возраст: 4–5 лет.

Оборудование: окружающая обстановка, игрушки, вид из окна.

Ход игры:  Задача детей – найти в помещении как можно больше предметов круглой, треугольной, овальной и квадратной формы за определенный промежуток времени. Примерно через 2–3 минуты педагог просит детей подойти и назвать найденные предметы. То же самое можно попросить сделать, рассматривая сюжетную картинку.





Скорее собери

Цель: учить различать формы предметов на ощупь.

Оборудование: мячики и кубики, мешочки или корзинки. 

Возраст: 2–4 года.

Ход игры: Детям завязывают глаза, друге дети  протягивают им мячики и кубики, водящие должны сложить эти предметы в пакеты: в один – мячики, в другой – кубики. 





Составь фигуру из частей

Цель: формировать умение детей расчленять сложную форму предмета на элементы, соответствующие геометрическим фигурам, определять их размер, учить воссоздавать фигуры по образцу, на котором выделены все его элементы, воспитывать внимание, наблюдательность, усидчивость.

Оборудование: картинка с изображением петуха, конверты с фигурами для игры – геометрические формы разных размеров.

Возраст: 3–5 лет.

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Давайте проведем игру “Составь фигуру из частей”. Достаньте фигуры из конверта и положите перед собой. Посмотрите на рисунок! Кто здесь нарисован? Да, это петух». Чтобы не ошибиться, дети внимательно рассматривают фигуру петуха, из каких фигур составлена каждая часть, какого она размера. Дети работают. По желанию можно предложить выложить фигуру другого животного и предложить новый образец.




Сложи узор

Цель: научить детей из простых фигур создавать узоры и изображения различных предметов.

Оборудование: комплекты картонных фигур – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, бумага, цветные карандаши.

Возраст: 3–7 лет.



Ход игры: Педагог раздает детям геометрические фигуры и предлагает порисовать с помощью этих фигур. В качестве образца он предлагает несколько вариантов. Дети берут фигуры, прикладывают их к бумаге и обводят карандашом, затем раскрашивают. Более простой вариант игры - составление узоров по образцу. 



Детям младшего дошкольного возраста предлагаются простые узоры на одной полоске или несложные  предметы: елочку (три треугольника), снеговика (два кружочка), домик (квадрат и прямоугольник). 




Что в корзинке?

Цель: научить определять предмет на ощупь.

Оборудование: корзинка, накрытая платком, различные предметы разных форм  – мячик, пирамидка, мягкая игрушка и
 т. д.

Возраст: 2–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть. «Я сейчас сложу в корзинку предметы, которые вы хорошо знаете». По одной кладет игрушки в корзину, показывая детям, дети проговаривают ее название, определяют ее свойства – размер, цвет, форму. Затем воспитатель накрывает корзину платком, по одному подзывает к себе детей и просит достать какой-нибудь определенный предмет. Ребенок просовывает руку под платок и на ощупь ищет названный предмет. 

Примечание: детям старшего дошкольного возраста дают разнообразные игрушки различных форм, размеров и материалов.



Убери лишнее

Цель: закрепить знания о формах предметов.

Оборудование: игрушки различных форм – круглые (мячик, воздушный шарик, неваляшка, снеговик, кольцо, черепаха и т.д.), квадратные (кубик, деталь конструктора, книга, маленький кукольный столик и т.д.), треугольные (пирамидка, муляж морковки, треугольный клоунский колпак) и т.д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель показывает детям приготовленные игрушки по одной, дети говорят названия игрушек, говорят, на какую фигуру похожи игрушки. После этого воспитатель составляет ряд из игрушек – мячик, неваляшка, воздушный шарик, кубик, игрушечная тарелка – и говорит: «Одна из игрушек здесь лишняя. Какая же?» Дети пытаются ответить на вопрос и объясняют, почему именно эта игрушка лишняя. Если возникают затруднения, воспитатель помогает, все вместе выясняют, что лишним предметом является кубик, так как он квадратный, а все остальные игрушки имеют круглую форму. После этого педагог создает новый ряд и игра продолжается. В конце игры воспитатель может предложить детям рассортировать игрушки по форме. Для детей старше 5 лет педагог, составляя ряд предметов, чередует игрушки разных форм. Задача детей – определить, каких форм больше (круглых, прямоугольных, треугольных) и убрать из ряда лишние игрушки.



Комментариев нет:

Отправить комментарий