Уважаемые родители! Материал для закрепления по теме "Мебель" можно найти на странице "ИГРАЕМ ДОМА" - Мебель.

Данная страница отражает направление коррекционно-развивающей работы по образовательной программе специального образования на уровне дошкольного образования для детей с нарушениями зрения – "Пространственное ориентирование и мобильность".

Что означает пространственное ориентирование и мобильность?

Обучение ориентировке в пространстве включает несколько этапов. Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий. Работа начинается с уровня тела, переходя к ориентировке в пространстве «от себя»; на плоскости листа; заканчивается ориентировкой по схеме изображенного пространства.

Ориентировка на собственном теле
Выявляется знание частей тела и их пространственного расположения (вверху-внизу, спереди-сзади, справа-слева). В качестве материала используется либо собственное тело ребёнка, либо кукла. Ребёнок должен найти и показать части тела по словесной инструкции педагога, проговаривая пространственное положение частей тела.

Игра «Послушай и выполни».
Покажи правую руку, левую руку. Покажи правое ухо, левое ухо. Покажи левый глаз, правый глаз и т.д. Левой рукой дотронься до правой ноги, правой рукой дотронься до правого уха.

Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине»
(в этой игре закрепляем у детей умение ориентироваться в собственном теле и в пространстве; используем мячик, сшитый из ткани или теннисный).
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними.
И перед грудью его подержи,
К левой ступне не спеша поднеси.
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.

Игра «Части тела».

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.»  Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

Игра «Определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Очень занимательным для детей является выполнение логоритмики "У жирафа пятна, пятна.."Логоритмику можно прослушать и выполнить перейдя по ссылке

Ориентировка в микро- и макро- пространстве «от себя»
Ребёнок определяет направление, удаленность предмета по отношению к себе.

Игра "Где позвонили?"
(ребенок стоит с закрытыми глазами, взрослый звонит колокольчиком в разных направлениях от ребенка: слева, справа, впереди, сзади, вверху-над головой, а ребенок называет направления).

Игра «Далеко или близко?»
предназначена для развития у ребенка умения определять удаленность предметов по отношению к себе(расставляем любые предметы на расстоянии, а ребенок определяет, что дальше всего от него, что чуть ближе, что совсем рядом).
Это же задание можно выполнить используя любую сюжетную картину с несколькими героями, предметами или объектами. Что на картине нарисовано ближе всего к тебе? Что находиться чуть дальше? Что на картине нарисовано далеко?


Интересно для ребенка будет проигрывание стихотворения Г.Сапгира «Яблоко»(вырежьте из бумаги героев и расскажите стихотворение ребенку, а затем побеседуйте по содержанию).
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок – озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
- Кислое – зачем оно?
- Что вы! –шепчет Червячок, -
Сладкий у него бочок.

Игра «Отыщи спрятанный предмет»
помогает развивать умение передвигаться в указанном направлении(ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку).
Проводя эту игру, взрослый дает указания в ходе действия: «Дойди до стола... Повернись направо... Дойди до окна... Повернись налево...» и т. д. Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей квартиры или участка.

Ориентировка в пространстве при определении расположения предметов
относительно друг друга
В помещениях такими исходными ориентирами могут быть стол, шкаф, двери, окна. На улице здания магазина, школы, сада, клумба, дерево и т. п.
Выявляется знание понятий впереди-сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета или другого человека. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения.


Ориентировка на плоскости листа бумаги

Игра «Разложи, как скажу»

(ребенку дают фигуры или картинки предметов и предлагают разложить по инструкции). Например: Положи в верхний правый угол листа - солнце, в нижний левый угол -цветок, в верхний левый угол листа - тучку (облако), в нижний правый угол -домик (ёлочку), по середине листа - бабочку.
Далее детям дается понятие "ряды", которое отрабатывается на плоскости листа бумаги(верхний, средний, нижний ряды). 

Для начала лист бумаги можно разделить на 9 квадратов для удобства. Пример задания: Положите посередине листа большой коричневый треугольник, положите сверху над ним фиолетовый прямоугольник, а снизу под ним - оранжевый круг, справа от коричневого треугольника-розовый круг и т.д., пока не заполнятся все квадраты.

Задание «Закрась клеточки»
(на листе бумаги в крупную клетку закрашивается одна клетка и предлагается продолжать разукрашивать дальше по инструкции: закрась справа от неё клетку красным, сверху над красной-синяя и т.д.)

Задание «Графический диктант»

(позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме) – взрослый диктует, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить прямые линии, пока не получится рисунок.

Задание «Повтори узор»

показывает возможность самостоятельно выполнять задания по зрительного воспринимаемому образцу. Ребенку предлагается образец узора или рисунка, который он должен нарисовать по клеточкам.

Ориентировка по схеме
Выявляется умение соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой. В качестве материала используется схема кукольной комнаты; кукольная мебель, соответствующий набор геометрических фигур. Ребёнок моделирует простейшие пространственные отношения из строительного материала, геометрических фигур, словесно обозначает местоположение.



Знания полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, а также на занятиях по развитию зрительного восприятия, развитию познавательной деятельности, на прогулках и в повседневной жизни.


Комментариев нет:

Отправить комментарий