Уважаемые родители! В блоге появилась новая страница "Это мы", на которой я буду размещать презентации и видео с участием ребят.
Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь ребенка стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.

Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного текста.

Чем полезен пересказ?
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильма. Но пересказывая, они часто путают факты и их последовательность, не всегда удерживают логику событий. Поэтому пересказывать надо ребенка научить.

Самая первая ступень подготовки как научить ребенка пересказывать текст – попросить рассказать о своей любимой игрушке. Эта тема близка любому малышу. Опишите вместе с ним предмет в 3-4 фразах, используя вопросы - помощники: «Кто это? Что это? Какого цвета? Как зовут? Тебе нравится?» Выделяйте характерные черты игрушки и ее свойства.

Как выбрать текст для обучения?
Наиболее легкими для пересказа являются цепные тексты, в которых начало следующего предложения является окончанием предыдущего. К цепному тексту вы можете сами быстро рисовать символы или схемы. Или даже придумать цепной текст самим.

Примеры цепных текстов

В саду росла береза.
Под березой стояла скамейка.
На скамейке сидел Дима.
Дима увидел кошку.

У Нины был день рождения.
На день рождения бабушка сшила Нине красивый сарафан.
К сарафану бабушка пришила карман.
А на кармане она вышила большой красный мак.
Красный мак ещё больше украсил сарафан.
Нарядный сарафан очень понравился Нине.

Курица снесла яйцо.
Из яйца вылупился цыпленок Цып.
Цып любит гулять под деревьями.
Под деревьями цветут цветы.
На цветах — аппетитные гусеницы.
Гусеницы нравятся Цыпу.

Для последующих занятий следует выбрать легкие и интересные для ребенка тексты. Подойдут произведения К. Ушинского, В.Бианки, Н. Сладкова, Л. Толстого, Е. Чарушина и др. Кроме художественной ценности следует учесть объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, знакомую лексику, короткие лаконичные фразы, доступную прямую речь. На начальном этапе работы используются небольшие тексты (5-7 предложений), в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевой возможности ребенка.

Как работать с текстом?
ü Вы выразительно читаете текст.
ü Обсуждаете его с ребенком, все ли ему понятно, объясняете непонятные слова.
ü Спрашиваете: понял ли ребенок, кто главный герой? Почему рассказ назвали именно так? В какое время года(если возможно назвать) происходит событие?
ü Далее ребенок должен рассказать, что ему больше всего понравилось в рассказе.
ü Беседа по содержанию.

Например, у Вас следующий текст:
Ходили ребята по лесу. Нашли под кустом ежа. Он со страху шариком свернулся. Попробуй-ка, возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ребята ежа в шапку, и домой принесли. Дали ему молока. Развернулся еж и начал есть молоко. Поел и опять шариком свернулся. А ребята чем-то другим занялись, зазевались – ежик и удрал обратно, к себе, в лес.

Вы начинаете задавать ребенку вопросы, он должен отвечать полным предложением.
Где ходили ребята? (ребята ходили по лесу).
Кого они нашли? (Они нашли ежа).
Где сидел еж? (Ежик сидел под кустом).
Что сделал ежик со страху? (Ежик свернулся шариком).
Почему дети не укололись, когда брали ежа? (Они закатали его в шапку).
Что они ему дома дали? (дома дети дали ежу молока).
Что было дальше? (ежик начал есть молоко, потом опять свернулся. Пока дети играли, побежал в лес).

Повторно читаете рассказ с помощью ребенка.
Ходили ребята по … (лесу).
Нашли под кустом …(ежа).
Он со страху свернулся …(шариком).
Закатали дети ежа в …(шапку).
И принесли ежа …(домой).
Дали ему …(молока).
Развернулся ежи и начал есть …(молоко).
А потом убежал в …(лес).
В заключении ребенок пересказывает текст самостоятельно.

На начальных этапах обучения пересказу можно добавить рассматривание сюжетных или предметных картинок. Они помогут ребенку создать внутренний речевой план высказывания, позволят последовательно и легко передать содержание услышанного.
Сюжетные картинки выкладываются после прочтения текста в произвольном порядке. Ребенок должен разобраться в последовательности событий и выложить картинки по порядку. Затем он пересказывает текст, смотря на картинки. Работа с сюжетными картинками научит ребенка выделять основные моменты рассказа.


Предметные картинки выкладываются по ходу чтения текста. 

После прочтения, показывая на каждую картинку, вы просите припомнить, о чем говорилось в предложении. Далее идет работа с текстом, и ребенок пробует его самостоятельно пересказать.

Также вместо картинок, для пересказа, используются схемы, пиктограммы.

 После прочтения текста вы с ребенком выкладываете из схем дорожку в нужной последовательности, работаете с текстом. Ребенок, опираясь на схемы, пересказывает текст. Подобные схемы удобны тем, что их несложно нарисовать самому к любому рассказу, который вы подберете для занятия.


Постепенно от картинок и схем следует отходить. Обращайте внимание, чтобы ребенок обязательно при пересказе употреблял глаголы и прилагательные. При прочтении интонацией выделяйте их в тексте: например: домик был с черепичной крышей, бушующая река не давала пройти и т.д.

Многим детям нравится творческий пересказ – пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов и событий из жизни героев. Не стоит ребенку запрещать делать этого, пусть фантазирует.

Частые пересказы обогащают и пополняют словарный запас ребенка, создают успешные предпосылки для дальнейшего самостоятельного составления рассказов по серии сюжетных картин, по сюжетной картине.

Предлагаю вашему вниманию короткие тексты для пересказа.


Как Саша первый раз увидел самолет.

Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли. 

1. Ответить на вопросы: 
Какое было время года? 
Что пускал по воде Саша? 
Что загудело в воздухе? 
Что Саша спутал с птицей?
2.Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.


Зима.

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках. 

1. Ответить на вопросы: 
Какое наступило время года? 
Что лежит на земле?
Куда спрятались звери?
Кто рад зиме?
Что делают дети зимой?
2.Повторить, кто где живет:
медведь - в берлоге, белка - в дупле, лошадь - в конюшне, лиса - в норе, собака - в конуре.


Снежная баба.

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.
Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
 

1. Ответить на вопросы:
Кого дети слепили из снега? 
Сколько они сделали комков? 
Что прилепили бабе?
Что воткнули ей в руки?
Что сделали потом?
Что надели бабе на голову?
2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).


Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!» 

1. Ответить на вопросы: 
Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?
Как можно сказать про зиму? Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)
Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое.)
2. Пересказать близко к тексту.


Прилетели грачи.

Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы. 

1.Ответить на вопросы:
Какие птицы прилетают весной первыми? 
Что сразу начинают делать грачи? 
Где они вьют гнезда? 
Когда они выводят птенцов?
3. Закончить предложения:
На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда). 
На ветке сук, а на ветвях ... (сучья). 
В гнезде птенец, а в гнездах ... (птенцы). 
На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).


Медведь.

У медведя теплая мохнатая шуба. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу. 

1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.
2. Составить рассказ-описание медведя.


Ёж.

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму. 

1. Ответить на вопросы: 
Кто жил в лесу?
Куда приходил еж ночью? 
Что он делал с яблоками? 
Куда он относил яблоки? 
Что еж заготавливал на зиму?


Кролик. 

Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку. 

1. Ответить на вопросы: 
Какой у Миши кролик?
Какая у кролика шерсть? Ушки, хвост? 
Как он грызет морковку? 
Чем его еще кормят?
2. Пересказать текст.


Верблюд.

В жарких сыпучих песках живет верблюд. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить — жир его прокормит. 

1. Ответить на вопросы:
Где живет верблюд?
Почему он может долго быть без еды и питья?
Где мы можем увидеть диких зверей?
А ты был в зоопарке?
Кого ты видел в зоопарке?
(Обезьян, тигров, львов, медведей, зайцев и т.д.)
2. Образовать прилагательные от существительных типа: 
шкура льва — львиная шкура; 
шкура верблюда -верблюжья шкура; 
шкура медведя — медвежья шкура; 
шкура лисы — лисья шкура и т.д.


Львы.

Живут львы парами - лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа — с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие и толстые. 

1. Ответить на вопросы:
Где живут львы?
Как называются их детеныши? 
На кого похожи львята?
2. Сравнить тигра и льва: 
чем отличаются и чем похожи?
3. Назвать детенышей диких животных (льва, тигра, слона, верблюда). 
Подобрать к названиям зверей формы множественного числа, например: У льва пять львят и т.д.


Осень.

Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь. 

1. Рассказать, чем отличается осень от весны.
3. Какие птицы улетают в теплые края? 
Как называются такие птицы?
4. Образовать множественное число от существительных: 
дерево — деревья, лист — листья, дождь — дожди, ствол -- стволы, ветер -- ветры. 
Составить с этими словами предложения.


Осень наступила.

Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер. 

1. Объяснить значение словосочетаний: 
моросит дождь, земля похожа на красивый ковер, гуляют серые тучи.
2. Дополнить предложения недостающими словами.
Осень ... (наступила). 
Холодный дождь ... (моросит). 
По небу ... (гуляют) серые тучи. 
Желтые листья ... (падают) на землю.
3. Пересказать текст.
4. Ответить на вопросы по теме «Осень»: 
Какая погода осенью?


Лето.

Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни — в лиловых колпачках, другие -- в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко. 

1. Ответить на вопросы:
С чем сравнивает автор цветы?
Как вы думаете, какие цветы изобразил он?
Видели вы их? Расскажите о них.


Весна.

Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки и уже вот-вот появятся нежно - зеленые листочки. На проталинках уже кое-где появляются первые подснежники. Воздух стал прозрачным и как будто звенящим. Вся природа пробуждается ото сна. 

Ответить на вопросы:
1. Что тает весной?
Что происходит весной с деревьями?
Какая одежда подходит для весны?
2. Подобрать прилагательное:
Солнце (какое?) яркое, греющее ...
Воздух (какой?) чистый, прозрачный ...
Снег (какой?) грязный, рыхлый ...
3. Пересказать рассказ.


Утка.

Утка на пруду ныряет, купается, свои пёрышки клювом перебирает. Пёрышко к пёрышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет — вот до чего хороша! И закрякает:
— Кря-кря-кря-кря!
 

1. Ответить на вопросы:
Где купается утка?
Что она перебирает клювом?
У утки есть зеркальце?
Как крякает утка?
Утка что делает?
Купается, ныряет, перебирает перышки, чистится, любуется собой, крякает.
2. Пересказать.


Журавли.

Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнезда строят прямо на земле. Журавль кружит над гнездом, охраняет его.
В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в теплые страны.
 

1. Ответить на вопросы:
Где живут журавли?
Где строят гнезда?
Как журавль охраняет гнездо?
Куда улетают журавли?
Как называются птицы, которые улетают на юг?
Каких еще птиц ты знаешь?
Журавль какой?
длиноногий, грациозный, ...
2. Пересказать.


Пингвины.

В Антарктиде, на материке где вечная зима, живут пингвины. Это удивительные птицы, они не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Пингвины очень нарядные, спинки и бока у них чёрные, а белая грудка кажется шёлковой - такая она гладкая и блестящая. Детенышей у пингвинов высиживает самец, он ни на шаг не отходит от яйца, пока не появится птенец. 

1. Ответить на вопросы:
Где живут пингвины
Они умеют летать? А плавать?
Какого они цвета?
Откуда появляются птенцы
2. Пересказать.


Коза. 

Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерёт. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, ещё вкуснее коровьего.
1. Ответить на вопросы:
Куда идет коза?
Кто ее ждет дома?
Что ворует коза?
Какое у козы молоко?
Коза какая?
Задиристая, вороватая, непослушная, озорная...
2. Пересказать.
3. Пересказать во множественном числе (Идут козы домой по улице, торопятся...)


Кошка.  

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится. 


1. Ответить на вопросы:
Как зовут кошку?
Кого она поймала?
Чем ее покормили?
Сколько котят у кошки?
Что делает котенок?
Кошка какая?
Сытая, довольная, мурлыкающая.
А котенок какой?
Маленький, играющий, фыркающий.
2. Пересказать.


Бабочка. 

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок.Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.
 

1. Ответить на вопросы:
Какое было время года?
От кого пряталась бабочка?
Что помогло ей спастись?
2. Пересказать рассказ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий