Спасибо, что заглянули в гости!
Подготовка детей к составлению рассказов 
по сюжетной картине

В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показывает, что некоторые дети затрудняются в установлении логических связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден.

Творческая речевая деятельность детей находится в прямой зависимости от уровня развития мышления. Обучение детей составлению рассказов по картинкам основывается на алгоритмах мышления.

В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности со взрослым посредством системы игровых упражнений.

1 этап "Определение состава картины"

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).
При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т. д.

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.
Для определения деталей одного объекта используется приемы  "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей.

Последовательность называния объектов может быть любая. Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".

2 этап "Установление взаимосвязей между объектами
на картине"

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней.
С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить.

Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама – дети) и др.

Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются следующие творческие задания:

Пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. 
Например:  картина "Наша киска". Самолёт и мяч объединились, потому что они лежат на полу.



"Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. 
Например:  "Дети дружат между собой, потому что они соседи и любят вместе играть".

"Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат". 
Например:  "Кошка не хочет играть с девочкой, поэтому она отвернулась от девочки".

Детей необходимо вести к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод).

Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться.
После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа-рассуждения. Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".

3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным.
Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.




Например:   Мы видим цветок - это роза. Она красного цвета. У нее есть длинный стебель, зелёные маленькие листья, короткие колючки. 
На ощупь они колючие, роза - мягкая, листья - гладкие, холодные.
Роза приятно пахнет.
Её нельзя попробовать. 
Она не издаёт никаких звуков.

При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли.
С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т. д.

Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагог может использовать прием "вхождения в картину". Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т. д. Даются творческие задания:

Пришел волшебник "Я слушаю" (и другие). Назови объекты, которые могут издавать звук. Я ощущаю лицом и руками…и т.д.

4 этап "Преобразование объектов во времени"

Цели: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Обычно картина рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картине детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени.

Например: 

Нарядная ель

Откуда она взялась?
Мама с мальчиком купили ель

Что будет с елью после праздника?
Ель выбросят на улицу

Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине.
Выбирается конкретный объект картины и описывается его настоящее. 

Например: 


Слепили дети зимой снеговика

Далее предлагается подумать, кем или чем он был в прошлом и что с ним будет в будущем.

Пришла весна - снеговик растаял



5 этап "Описание местонахождения объектов на картине"

Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после.

Например: 





Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы).

Например: 
Кот сидит на стуле, а собака под стулом. Им весело, потому что они играют.


Нужно помнить, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому, так важно чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.
А при предъявлении любой новой картины отрабатывали бы мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы. Тогда проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию стала бы реально решаемой.

Ссылка на использованные материалы: https://pedportal.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий